28 августа т.г. состоялось очередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В нем приняли участие члены комиссии - представители служб, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Вольского района. Заседание проходило с участием помощника межрайпрокурора Самойловой Л.А.
На плановом заседании комиссии 28 августа 2025 года рассмотрено 9 вопросов.
Консультант комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Бессарабова Е.В., доложила о исполнении постановлений на дату заседания комиссии , по состоянию на дату заседания все постановления были исполнены, кроме одного. Комиссией было вынесено решение о привлечении к ответственности одного из руководителей учреждений профессионального образования по ст.7.6 КоАПРФ за неисполнение постановлений комиссии. Это первый протокол, который будет составлен комиссией.
Вторым вопросом на заседании комиссии рассмотрели плановый вопрос о работе управления по опеке и попечительству администрации Вольского муниципального района по профилактике социального сиротства, по возврату детей в кровные семью, где заслушали информацию Аникиной Светланы Ивановны, и.о. начальника управления по опеки и попечительству при администрации Вольского муниципального района, комиссия отмечает, что одним из важнейших вопросов органов опеки и попечительства остается вопрос возврата детей из замещающих семей и государственных учреждений в кровные семьи. Процесс возвращения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в кровную семью, в первую очередь, направлен на изменение образа жизни семьи, мотивацию восстановления детско – родительских отношений. От эффективности проведения реабилитационных мероприятий по налаживанию детско-родительских отношений зависит дальнейшая судьба семьи в целом. Для достижения указанной цели используются все условии для организации комплексного социально-психологического сопровождения кровной семьи, замещающей семьи, в которой воспитывается ребенок, либо учреждение, в котором воспитывается ребенок, и самого ребенка.
Работа органа опеки по возврату ребёнка в кровную семью включает следующие этапы:
Предварительный. Орган опеки выясняет намерение и ресурсы родителей вернуть ребёнка в семью, разъясняет им порядок восстановления в родительских правах и передачи им ребёнка, на данном этапе проводится обследование условий жизни родителя.
Подготовка к возврату. Орган опеки содействует в проведении встреч ребёнка с биологическими родителями, при необходимости вносит предложение о переводе замещающей семьи на адаптационный уровень сопровождения. Также орган опеки разъясняет права и обязанности биологическому родителю после восстановления его в родительских правах, возвращения из мест лишения свободы и возврата ребёнка. Сопровождение семьи после возвращения ребёнка. Орган опеки разъясняет необходимость и порядок сопровождения семьи после возвращения ребёнка, и информирует социальные службы о необходимости патроната данной семьи.
Родителям, лишенным (ограниченным) в родительских правах, специалистами управления по опеке и попечительства оказывается психолого – педагогическая, консультативно-юридическая помощь, направленная на целостное восстановление у родителей воспитательной функции семьи, на формирование стойкой мотивации по возврату своего ребенка в кровную семью для полноценного воспитания. Организуется информационно-просветительская и реабилитационная работа с родителями, направленная на повышение их сознательности, компетентности. Чрезвычайно важным условием эффективности реализуемых мероприятий, отметила С.И. Аникина ,является добровольное участие в них самих родителей.
Параллельно проводиться разъяснительная работа с замещающими родителями, в семьях которых воспитывается дети - сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, направленная на соблюдение законных прав ребенка, на общение с кровными родителями (при соблюдении норм действующего законодательства).
Общение с ребенком родителей, лишенных родительских прав, допустимо, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам несовершеннолетнего. Более того, учитывая значение сохранения родственных и семейных связей, законодатель предусмотрел возможность восстановления родителей в родительских правах. Восстановление в родительских правах производится районным судом только по заявлению самого родителя, лишенного родительских прав.
Родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителя с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок.
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
год |
2024 |
2025 |
|
В замещающие семьи |
46 |
35 |
|
В замещающие семьи по заявлению родителей |
7 |
3 |
|
В государственные учреждения |
28 |
17 |
|
|
Возвращены в кровные семьи по восстановлению в родительских правах:
|
Год |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г |
|
Замещающие семьи |
2 родителя, в отношении 2 детей (отмена ограничения) |
2 родителя, в отношении 6 детей |
( идет судебный процесс по восстановлению 1 родителя, в отношении 1 ребенка |
|
Государственные учреждения |
2 родителя/2 детей |
2 родителя/ 2 детей |
( идёт судебный процесс по восстановлению 1 родителя, в отношении 4 детей) |
Следует отметить, что в настоящее время продолжается профилактическая работа с 3–мя родителями по восстановлению в родительских правах, в отношении 6 детей, воспитывающихся в замещающих семьях.
Количество родителей ранее осужденных, освободившихся и вернувших детей в свою кровную семью на воспитание:
|
|
2023 |
2024 |
2025 |
|
Замещающие семьи |
3 родителя, в отношении 3-х детей |
1 родитель, в отношении 1 ребенка
|
0 |
|
Государственные учреждения |
0 |
2 родителя/4 детей |
2 родителя /2 ребенка |
Количество родителей, вернувших детей, ранее переданных под опеку по их личному заявлению:
|
|
2023 |
2024 |
2025 |
|
Замещающие семьи |
1 родитель, 2 ребенка |
3 родителя, 3 ребенка
|
2 родителя, 3 ребенка |
Расставание с кровной семьей — это разрыв социальных, психологических связей ребенка, что в итоге нарушает его восприятие жизни и поведения. Родители, имеющие намерение вернуть ребенка в кровную семью, должны стать активными участниками изменения жизненной ситуации. И правильное сопровождение способствует нормализации семейных отношений после реабилитационного процесса. Только согласованная, совместная деятельность учреждений системы профилактики позволяет более эффективно проводить индивидуальную работу с семьями, исключить для ребенка риск повторного возврата в государственное учреждение. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. В своей работе управление по опеке и попечительству администрации ВМР руководствуется интересами ребёнка, стараясь сохранить его отношения с кровными родителями.
На основании вышеизложенного, Управление по опеке и попечительству администрации ВМР предлагает внести в постановляющую часть следующее предложение:
1. Учреждениям системы профилактики Вольского муниципального района на постоянной основе проводить, с родителями лишенным (ограниченным) в родительских правах, мероприятия по оказанию содействия родителям в налаживании эмоционального контакта с их детьми с целью дальнейшего восстановления в родительских правах, либо возврату ребенка в кровную семью после освобождения родителей из мест лишения свободы;
2. Организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, систематически организовывать совместные мероприятия с детьми и родителями, лишенным (ограниченным) в родительских правах, направленные на восстановление эмоционального и психолого-социального контакта.
. Комиссией принят ряд постановлений ,обязательных для исполнения органами системы профилактики по дальнейшей работе в этом направлении..
Третьим вопросом рассмотрели 20 персональных дела на подростков и их родителей, где два из них были перенесены с предыдущего заседания.
Из 20 дел 13 были составлены на родителей (законных представителей), из них по ч.1 ст.5.35 Ко АПРФ .
5 родителей привлечены за то, что их дети нарушили ЗСО-104 (комендантский час) и были задержаны в ночное время специалистами отдела совместно с сотрудниками полиции во время проведения рейдовых мероприятий после 22-00часов.
Один материал комиссией был рассмотрен на маму, которая допустила пребывание 12летней дочери на берегу реки Волга г.Вольска по решению комиссии на маму был наложен минимальный штраф в размере 500рублей.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав регулярно проводит рейдовые мероприятия на водоёмах Вольского муниципального района и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности.
Рассмотрен папа малолетних детей 2015 года рождения, которых воспитывает один со своей матерью (бабушкой детей) ,которые совершили хищение ТМЦ из магазина «Гипермаркет-Магнит», расположенный по адресу: г. Вольск, ул. Комсомольская, д.200. На заседание комиссии в материалах дела были установлены некоторые несоответствия и разногласия в отобранных объяснениях и объяснениях лиц прибывших на заседание комиссии , совершивших хищение ,а именно :
- процессе заседания было установлено, что хищение подростки совершали группой лиц по обоюдному сговору (втроём). С несовершеннолетними мальчиками в магазине была несовершеннолетняя девочка ,которая вместе с ними совершала хищение ТМЦ. Указанная в обоих объяснениях мальчиков девочка опрошена инспектором ПДН не была.
-на заседании комиссии сотрудником гипермаркета "Магнит" , расположенном по адресу: Вольск, ул. Комсамольская, д.200 был предоставлен список украденных товаров. На вопрос кто конкретно брал ту или иную вещь, несовершеннолетние ребята поднимали руки. В числе украденных товаров были маски для лица, патчи и др. товары. Подростки пояснили, что эти товары они не брали, так как не знают предназначение этих товаров, с их слов их брала девочка. Комиссией вынесено определение о возращении протокола на доработку лицу его составившему, а также рекомендовано о необходимости детально изучить запись с камеры видеонаблюдения.
Одна из мам была привлечена к ответственности за то, что её дети неоднократно закидывали соседский дом камнями .Мама на замечания соседей не реагировала, мер к детям не принимала. Со слов педагогов дети и по месту учёбы имеют отрицательную характеристику. Подростки будут поставлены на учёт и с ними будет проводиться индивидуально- профилактическая работа.
Рассмотрено и привлечено к ответственности четверо родителей, которые употребляли спиртные напитки в присутствии детей, где дети одного из родителей 3 дня проживали в хозяйственной постройке (баня-сарай). На момент помещения их в ГБУ СО СРЦ «Волжанка» дети были неухожены, грязные. Мать этих троих детей умерла несколько лет назад ,отец проживает с женщиной, дети, которую называют мамой, но она также выпивает с ним и когда пьёт не может также осуществлять надлежащий контроль. Случаи употребления в этой семье участились, поэтому комиссия вынесла решение о
о подготовке документов в суд по лишению родительских прав, так как ранее отец и умершая мать были лишены в отношении троих детей, которые в настоящее время проживают в приёмных семьях, на другой территории. На отца было наложено административное взыскание в виде максимального штрафа в размере 2000 тысяч рублей в соответствии с изменениями в законодательстве о увеличении штрафных санкций за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей вступивших в законную силу с 11 августа текущего года.
Другая мама распивала алкоголь дома, после чего пришла в детский сад за двухгодовалым ребёнком в состоянии алкогольного опьянения.
На всех родителей наложен минимальный штраф в размере 500(пятьсот ) рублей .
Двое родителей не прибыли на заседание, одна из которых не забрала ребёнка из оздоровительного лагеря по окончанию смены ,в результате чего дочь была помещена в ГБУ СО СРЦ «Волжанка»
За семьями осуществляется контроль со стороны служб системы профилактики.
Рассмотрено и привлечено к ответственности 7 несовершеннолетних, из них двое несовершеннолетних подростков ,где один несовершеннолетний привлечён по 5 статьям КоАПРФ, в том числе и за управление мотоциклом ИЖ «Юпитер -5», без права управления, они достигли возраста, привлечения к административной ответственности 16 лет. На подростков был наложен минимальный штраф в размере 5000(пять тысяч) рублей , причём один из них управляя мотоциклом(питбайк) ММZ 06 PRO 300 « Эндуро» получил травмы ,попав в ДТП. Также один из этих подростков ранее уже был привлечён за данный вид правонарушения ,но выводов для себя видимо не сделал.
Одна девушка привлечена за курение, находясь на вокзале, расположенном по адресу: г. Балаково, ул. Вокзальная, д.4, так как курила сигарету «Лани Страйк», тем самым нарушила ст.20 ч.4 ФЗ № 15 от 23.02.2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и потребления табака»
Ещё один молодой человек, привлечён по ст.6.1.1. КоАПРФ за то, что нанес побои несовершеннолетнему за то, что тот с ним не поздоровался .На него наложен минимальный штраф в размере 500(пятьсот ) рублей .
А также на заседании комиссии было вынесено 7 постановлений по организации с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы. А также были утверждены планы индивидуальной профилактической работы с 10 несовершеннолетними, где в отношении 5 программы индивидуальной профилактической работы были продлены. Прекращены ИПР в отношении 7 несовершеннолетних ,где двоим из них исполнилось 18лет .
На дату заседания специалистами служб системы профилактики 3 семьи были внесены в банк семей, находящихся в социально- опасном положении.
По результатам динамики работа с 3 семьями была прекращена , в отношении 7 семей индивидуальные программы социальной реабилитации были утверждены постановлением комиссии.
Помощник Вольского межрайпрокурора – Самойлова Л.А.,
принимала активное участие в заседании.
.
КДН и ЗП
8-845(93) 7-15-81