Для определения правового статуса нового транспортного средства – средство индивидуальной мобильности (далее – СИМ) и лиц, использующих для передвижения СИМ, издано постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление), которое вступает в силу с 01.03.2023.
Постановлением закрепляются в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее – ПДД), следующие нормы в части регулирования отношений по использованию СИМ:
1. Под СИМ понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства). При этом ключевыми параметрами СИМ, влияющими на безопасность передвижения, являются масса и скорость СИМ.
2. СИМ и велосипеды – не механические транспортные средства.
3. Разграничены термины «средство индивидуальной мобильности», «велосипед» и «мопед».
Велосипедом признается транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Таким образом, для велосипеда, имеющего электродвигатель (электровелосипеда), заданы, в том числе следующие критерии: предельная номинальная максимальной мощность в режиме длительной нагрузки – не превышающей 0,25 кВт; автоматическое отключение электродвигателя на скорости более 25 км/ч.
Под мопедом понимается двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.
4. Лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, приравниваются к пешеходам; лица, ведущие СИМ, велосипед, также считаются пешеходами.
5. СИМ не подлежат государственной регистрации. На владельцев СИМ не распространяется обязанность по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
6. Для передвижения на СИМ гражданам не требуется водительское удостоверение на право управления транспортным средством.
7. Лицам, использующим для передвижения СИМ, запрещается:
- двигаться со скоростью более 25 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях – более 20 км/ч;
- двигаться по автомагистралям и дорогам, на которых установлено ограничение максимальной скорости выше 60 км/ч;
- управлять СИМ (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией СИМ;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам, не спешиваясь. В этом случае лицу необходимо спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными для движения пешеходов;
- буксировка велосипедов, СИМ и мопедов, а также буксировка велосипедами, СИМ и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, СИМ или мопедом соответственно.
8. В зависимости от возраста лиц, использующих для передвижения СИМ:
- движение детей в возрасте младше 7 лет, должно осуществляться только в сопровождении взрослых по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон;
- движение детей в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон;
- движение лиц в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной инфраструктуре (велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов), а также в пределах пешеходных зон.
- движение таких лиц в пешеходной зоне допускается только в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг.
9. Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, осуществляется по тротуару, пешеходной дорожке – в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:
- отсутствует специально обустроенная велосипедная инфраструктура либо отсутствует возможность двигаться по ней;
- лицо, использующее для передвижения СИМ, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения СИМ, или велосипедиста в возрасте до 14 лет.
10. Лица, использующие для передвижения СИМ, при их движении по велосипедной, велопешеходной дорожкам и полосе для велосипедистов должны руководствоваться сигналами светофора для велосипедистов.
В случае движения по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу лицам, использующим для передвижения СИМ.
11. Лица, использующие для передвижения СИМ, при их движении по тротуару, пешеходной дорожке должны руководствоваться сигналами светофора для пешеходов.
Если движение лица, использующего для передвижения СИМ, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, такое лицо, должно спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте старше 14 лет по пешеходной инфраструктуре допускается только в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг.
Для перехода дороги, в том числе, по пешеходным переходам, лицу, использующему для передвижения СИМ, необходимо спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными для движения пешеходов.
На пешеходных переходах лица, ведущие СИМ, могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
12. При отсутствии велосипедной и пешеходной инфраструктуры либо при отсутствии возможности двигаться по ним допускается движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по обочине. 4
Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по обочине допускается на любых СИМ независимо от их технических характеристик, в том числе массы СИМ.
Не установлено скоростных ограничений дороги, на которой находится обочина, используемая для передвижения СИМ; разрешается движение по обочинам дорог, расположенных как в населённых пунктов, так и за их пределами, за исключением автомагистралей.
Движение с использованием СИМ по обочине разрешается только лицам в возрасте старше 14 лет.
13. При отсутствии велосипедной и пешеходной инфраструктуры, обочины либо при отсутствии возможности двигаться по ним допускается движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий: на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов; СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.
Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по проезжей части допускается исключительно по ее правому краю и только на дорогах, по которым разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также не запрещённое движение велосипедов.
Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по правому краю проезжей части может осуществляться на любых СИМ независимо от их массы. При этом такие СИМ должны быть оборудованы тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.
Движение с использованием СИМ по правому краю проезжей части разрешается только лицам в возрасте старше 14 лет.
Лица, использующие для передвижения СИМ, по правому краю проезжей части должны следовать по ходу движения транспортных средств. Такое движение необходимо осуществлять только в один ряд, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.
14. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения лиц, использующих для передвижения СИМ.
Лица, использующие для передвижения СИМ, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов, независимо от участка дороги, по которому они передвигаются.
При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости лицам, использующим для передвижения СИМ, рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся СИМ должны быть включены фары или фонари. Данное требование применимо к случаям использования СИМ на любых разрешенных участках дороги, в том числе на пешеходной инфраструктуре. При этом необходимость использования фар или фонарей не ставится в зависимость от уровня освещенности.
15. Введены новые дорожные знаки:
- 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено»;
- табличка 8.4.7.2 – распространяет действие знака на лиц, использующих для передвижения СИМ;
- табличка 8.4.16 – не распространяет действие знака на лиц, использующих для передвижения СИМ.
Действие знака 3.10 «Запрещается движение пешеходов» распространено также на лиц, использующих для передвижения СИМ.
Установлена возможность применения знака 3.1 «Въезд запрещен» совместно с табличками, в том числе с 8.4.7.2 и 8.4.16.
С использованием вышеуказанных дорожных знаков уполномоченные органы могут определять зоны запрета движения СИМ.
Особенности применения новых дорожных знаков в целях регулирования движения на СИМ будут определены в ГОСТ Р 52289-2019
«Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в который будут внесены изменения в срок до 01.03.2023.
В рамках полномочий по организации дорожного движения, установленных Федеральным законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют установку, замену, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения, включая дорожные знаки, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения и на автомобильных дорогах общего пользования местного значения соответственно.
При этом размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения (комплексные схемы организации дорожного движения и проекты организации дорожного движения), не допускается.
Правила подготовки документации по организации дорожного движения утверждены приказом Минтранса России от 30.07.2020 № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» (зарегистрирован Минюстом России 10.11.2020, регистрационный № 60817). Данным приказом предусматривается, что проекты организации дорожного движения должны содержать адресные ведомости размещения дорожных знаков, включающие среди прочего месторасположение таких знаков на плане дороги.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется создавать условия для безопасного и комфортного использования гражданами СИМ путем интеграции СИМ в транспортную систему городов с учетом потребностей граждан, использующих для передвижения СИМ. В указанных целях целесообразно:
1. Мотивировать использование гражданами СИМ в качестве альтернативы общественному и личному автомобильному транспорту для передвижения на короткие расстояния (до 5 км), обращая особое внимание на транспортную доступность для населения в отдаленных районах городов.
2. Содействовать развитию системы аренды СИМ, не допуская избыточное, не предусмотренное законодательством Российской Федерации, администрирование их деятельности и установление необоснованных ограничений.
3. Обеспечивать организацию необходимого количества мест размещения (парковок) СИМ для обеспечения их доступности широкому кругу лиц, использующих СИМ для передвижения по транспортному сценарию. При этом важно предусматривать гибкий подход к организации мест размещения (парковок), учитывая изменение потребностей лиц, использующих СИМ для передвижения, пешеходов, иных участников дорожного движения, и, как следствие, необходимость периодической релокации мест размещения (парковок).Места размещения (парковки) СИМ рекомендуется организовывать на территориях общего пользования: на тротуарах, пешеходных дорожках и улицах, рядом с транспортно- пересадочными узлами, станциями метрополитена, остановками общественного транспорта, около торговых центров, учреждений культуры, административных зданий и других подобных объектов. При этом места размещения (парковки) СИМ не должны создавать помехи и препятствия в передвижении пешеходов. В случае отсутствия таких мест возможно прорабатывать размещение СИМ в парковочных карманах, обозначив их соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.
Ключевым фактором обеспечения доступности СИМ, предоставляемых в аренду частными операторами, является количество и плотность мест размещения (парковок) СИМ на территории населенных пунктов.
В случае введения ограничений на организацию мест размещения (парковок) СИМ такие ограничения должны быть предусмотрены правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
4. В целях формирования парковочного пространства СИМ необходимо исходить из возможности организации мест размещения СИМ, не оборудованных какими-либо физическими конструкциями.
5. В рамках, предусмотренных ст. ст. 14, 16, 17, 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения принимать муниципальные правовые акты, направленные на создание условий для предоставления транспортных услуг населению, а также определяющие порядок пользования территориями общего пользования для размещения СИМ и передвижения на них.
При этом исходить из того, что размещение СИМ на территориях общего пользования без использования каких-либо конструкций или сооружений не требует дополнительного согласования (получения разрешения), в том числе:
- на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»;
- в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и принятыми в ее развитие нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.