Разъясняет старший помощник Вольского межрайонного прокурора Антон Архипов.
Неограниченный доступ к информации детей не всегда способствует развитию здорового мышления, а напротив, может негативно отразиться на здоровье ребенка.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита - физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних нашли отражение в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который устанавливает правила медиа безопасности детей, при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.
В силу ст. 1 5 Федерального закона № 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, отнесена информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табачные изделия, алкогольную продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера.
Согласно требованиям статьи 22 Федерального закона № 436-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, неисполнение требований названного закона влечет административную ответственность по ст. 6.17 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде административного штрафа от 2 тысяч рублей для граждан, до 50 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.
Отдельно административная ответственность установлена за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП РФ).
Российским законодательством установлена административная ответственность за распространение информации, признанной экстремистской (ст. ст. 13.37, 20.3, 20.29 КоАП РФ), материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 6.20 КоАП РФ).
Частью 3 ст. 13.15 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Статьей 13.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность средств массовой информации за нарушение порядка распространения информационной продукции, среди детей.
В случае незаконного распространения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия наступает уголовная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст.137 УК РФ.
Также уголовным законодательством предусмотрена ответственность за распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо их вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции (ч.2 ст.242 УК РФ).