В заседании приняли участие члены комиссии – представители служб, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Волького муниципального района, руководители ,социальные педагоги образовательных центров и учреждений среднего профессионального образования, руководители служб системы профилактики . На плановом заседании комиссии 11 июня 2025 года рассмотрено 9 вопросов с участием Вольского межрайпрокурора Байкулова К.А.
Консультант комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Бессарабова Е.В., доложила о исполнении постановлений на дату заседания комиссии , о том, что по состоянию на 11 июня 2025 г.все постановления исполнены в срок .
Вторым вопросом на заседании комиссии рассмотрели плановый вопрос о организации работы по профилактике агрессивного поведения несовершеннолетних, в том числе разрешение и урегулирование конфликтов среди них, эффективность работы службы медиации, где заслушали информацию Эйдиной Анны Сергеевны, заместителя начальника управление образования и спорта Вольского муниципального района, Кузнецовой Елизаветы Игоревны, педагога- психолога ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж», Егорова Дмитрия Михайловича, педагога-психолога ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова», Синичкиной Марины Ивановны, педагога-психолога филиала ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Вольске, Мякотиной Анны Николаевны, социального педагога ГАПОУ СО «Вольский Медицинский колледж им. З. И. Маресевой», Одиноковой Анастасии Владимировны, социального педагога ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» филиала в г. Вольске, Анисимовой Марины Ивановны, педагога-психолога ФГКОУ «СОШ № 24»
Агрессия подростков – одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса, это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями. Совсем избежать подростковой агрессии невозможно: переходный возраст – это время не только психологических, но и физиологических изменений в работе организма. Задача взрослых: свести проявления подростковой агрессии к минимуму, чтобы ребенок не причинил вред себе и окружающим. Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для общества в целом, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; биологическими факторами; свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия. В связи с этим, выявление и оптимизация состояния агрессии детей приобретает особую остроту, а профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних и организация последующей работы с ними с целью предупреждения проявления агрессии является важнейшим направлением работы социально-психологической службы школы и представляет собой целенаправленную, комплексную, последовательную деятельность, которая предполагает тесное сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса.
В 2024-2025 учебном году в общеобразовательных организациях Вольского муниципального района зафиксировано 20 фактов проявления агрессии межу обучающимися: МАОУ «ОЦ № 1» - 11, МАОУ «ОЦ № 3» - 5, МАОУ «ОЦ № 2» - 2, а также в Гимназии и МАОУ «ОЦ № 4». Обучающиеся, которые в ходе конфликта не способны контролировать своё поведение и проявили агрессию, это подростки 11-15 лет, но есть как и младше (8 лет), так и старше (16 лет). Информация о выявленных фактах незамедлительно направлялась в МО МВД России «Вольский», КДН и ЗП, министерство образования области. Двое обучающихся уже состояли на учёте в ПДН, один – поставлен на учёт в ПДН, двое проявляли агрессию неоднократно.
Все обучающиеся, проявившие агрессию, были поставлены на внутришкольный учёт, в отношении них разработана программа индивидуальной социально-педагогической помощи, социально-психологического сопровождения с привлечением педагога-наставника, педагога-психолога, социального педагога. В программу включены мероприятия профилактического характера: психологическое исследование личности обучающегося, занятия на стабилизацию эмоционального состояния, профилактику склонности к правонарушениям и преступлениям; консультирование родителей по вопросам воспитания подростков.
Социально-психологической службой образовательных учреждений проводится мониторинг психологического климата в организации, динамики насильственных проявлений среди несовершеннолетних, мониторинг социальных сетей обучающихся на предмет вовлечения в группы деструктивной направленности.
Ежегодно в начале учебного года в общеобразовательных учреждениях проводится диагностика на выявление признаков деструктивного поведения подростков и социально-психологическое тестирование по единой методике (СПТ). Результаты данных исследований являются диагностическим компонентом для построения адресной профилактической работы в образовательной организации: обучающиеся, показавшие результаты, выходящие за пределы нормы, берутся на контроль педагогов-психологов, социальных педагогов. В отношении таких детей, по необходимости, разрабатывается программа индивидуальной профилактической работы.
В 2024-2025 учебном году общее количество прошедших социально-психологическое тестирование составило 2560 обучающихся старше 13 лет. По результатам социально-психологического тестирования распределение обучающихся по группам вероятности проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составляет:
- низкая вероятность – 2440 чел. (95,3%);
- высокая вероятность – 102 чел. (4%);
- высочайшая вероятность – 18 чел. (0,7%).
В отношении подростков, показавших высокую и высочайшую вероятность проявлений рискового (в том числе аддиктивного) поведения, проведена углубленная диагностика с использованием рекомендованных методик, в результате которой все подростки исключены из группы риска. Проведен анализ результатов каждого обучающегося, каждого класса, параллели, корпуса и образовательной организации в целом. На основе анализа, при необходимости, разработаны планы дополнительных мероприятий, направленных на профилактику негативных проявлений в подростковой среде, включающие в себя мероприятия с обучающимися, родителями/законными представителями и педагогами.
С обучающимися 2-6 классов проводится диагностика неконструктивного поведения с целью выявления детей, проявляющих неконструктивные формы поведения. В сентябре 2024 г. в диагностике приняли участие 3762 обучающихся. Диагностика выявила:
- 13 чел. с признаками деструктивного поведения высокого уровня (0,35%);
- 71 чел. с признаками деструктивного поведения среднего уровня (1,88 %).
На основании полученных результатов школьные педагоги-психологи организовали коррекционную работу с обучающимися с высоким и средним уровнем проявлений неконструктивных форм поведения. Классные руководители привлекали выявленных детей к общеклассным и общешкольным мероприятиям, к социально-значимой деятельности для более успешной их социализации и адаптации. Социальные педагоги организовали мероприятия по предупреждению правонарушений с участием представителей правоохранительных органов и иных служб системы профилактики.
С целью профилактики агрессивных и асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, установления благоприятного психологического климата в общеобразовательных учреждениях проведены следующие мероприятия:
- «Уроки доброты» и тематические занятия «Планета Дружба», «Культура общения», «Умеем ли мы дружить?», «Поговорим о дружбе»;
- классные часы «Учимся договариваться», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Толерантность – признак современного человека», «Эффективные методы решения конфликтов» «Как управлять своим поведением», «Агрессия. Разрешение конфликтов»;
- совместные праздники и участие в различных акциях, социальных проектах, походы на природу, экскурсионные поездки и походы, способствующие сплочению классных коллективов;
- несколько раз в течение учебного года проходила информационная компания по функционированию «Телефона доверия»;
- советники директора по воспитанию, активисты «Движения Первых» проводили спортивные мероприятия, социальные акции, деловые игры.
Педагоги-психологи провели:
- занятия с элементами тренинга, игровые занятия в целях выработки умения управления своими эмоциями, правильном реагировании на конфликтные ситуации, конструктивного разрешения конфликтов и т.д.
- родительские собрания по вопросам: «Агрессивный ребенок. Какой он и как ему помочь», «Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций», «Работа с гневом» и т.д.
- индивидуальные консультации обучающихся, родителей и педагогов по вопросам выстраивания гармоничных взаимоотношений, способам разрешения конфликтов.
В рамках «Недели психологии» в октябре 2024 г. и апреле 2025 г. прошли мероприятия, направленные на установление и поддержание благоприятного психологического климата, психологически безопасной образовательной среды, чувства психологического благополучия всех участников образовательных отношений. В ходе занятий, акций и тренингов дети и взрослые осваивали приемы саморегуляции, снятия напряжения и тревоги, совершенствовали навыки общения, социальной гибкости, дружелюбия, конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
В целях распространения цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов, помощи участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации и организации не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних в общеобразовательных организациях созданы и активно действуют школьные службы медиации. В состав службы медиации входят педагоги-психологи, социальные педагоги, заместители директора по воспитательной работе, советники директора по воспитанию, уполномоченные по защите прав участников образовательных отношений и волонтеры-медиаторы из числа обучающихся. В 2024-2025 учебном году процедура медиации проведена при разрешении 19 случаев (конфликтов), из них: 16 случаев, где сторонами выступали обучающиеся, и по одному случаю, где сторонами были: родитель – родитель, учитель – ученик, родитель – школа. Результатом применения процедуры медиации все конфликты закончились примирением.
Школьная служба медиации не только участвует в разрешении конфликтов между участниками образовательных отношений, но и ведет профилактическую работу по повышению правовой грамотности обучающихся, формированию умений конструктивного разрешения конфликтов, управлению своими эмоциями в форме классных часов, игровых занятий, распространения памяток, размещения информации на информационном стенде и на сайте учреждений.
Работа по профилактике агрессивного поведения несовершеннолетних продолжается: анализируются причины и условия совершения несовершеннолетними противоправных действий с целью корректировки воспитательной работы по недопущению негативных явлений в подростковой среде. Следует отметить, что родители играют важную роль в профилактике агрессивного поведения, так как именно в семье ребёнок получает первый опыт поведения. Поэтому организация работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения подростков должна иметь комплексный подход, и включать работу с педагогами и родителями, поскольку только работа с подростками может оказаться недостаточно эффективной. Формирование целей и задач программы работы с агрессивными подростками должно осуществляться с учетом нормативного развития детей в данном возрасте, особенностей мотивационно-потребностной сферы, основных видов деятельности.
Общеобразовательные учреждения должны приложить все усилия для создания условий безопасной образовательной среды в школе, включающей в себя:
- активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Современная образовательная среда сталкивается с рядом социальных проблем, влияющих на поведение подростков, таких как рост агрессивности, конфликтности и правонарушений. Одним из эффективных инструментов профилактики и урегулирования конфликтов является служба медиации, основанная на принципах восстановительного правосудия.
Служба медиации была организована в филиале техникума с 01.09.2023 года в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, включая Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и Концепцию развития служб медиации, и действует на основании положения о общетехникумовской службе медиации.
Основной целью создания данной службы стало формирование безопасной образовательной среды, способствующей конструктивному разрешению конфликтов между участниками учебного процесса, а также профилактика агрессивного поведения и правонарушений среди несовершеннолетних.
В состав службы входят руководитель: Климова В.В. (заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе), медиатор: Одинокова А.В. (социальный педагог), а также другие члены службы — педагоги и кураторы групп.
Организационная структура службы медиации включает несколько ключевых элементов. Руководящую функцию выполняет заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Климова В.В., что обеспечивает тесную взаимосвязь службы с администрацией образовательного учреждения. Непосредственную работу с конфликтными ситуациями осуществляют медиатор, социальный педагог, а также кураторы учебных групп. Особенностью данной модели является активное вовлечение студентов-волонтеров, объединенных в так называемую "группу равных", что позволяет учитывать специфику молодежной среды и повышает эффективность профилактической работы.
Процесс медиации в филиале техникума осуществляется по четко отработанной схеме, включающей несколько последовательных этапов. Начальный этап предполагает тщательный сбор информации и всесторонний анализ конфликтной ситуации. Затем следуют индивидуальные предварительные встречи с каждым из участников конфликта, в ходе которых медиатор устанавливает доверительный контакт и готовит стороны к конструктивному диалогу. Центральным элементом процесса является примирительная встреча, где создаются условия для открытого обсуждения проблемы и поиска взаимоприемлемых решений. Результатом успешной медиации становится заключение примирительного договора, фиксирующего достигнутые договоренности. Завершающий этап включает мониторинг выполнения принятых сторонами обязательств.
Применение медиативных технологий в образовательном пространстве филиала техникума обладает рядом существенных преимуществ. Принцип добровольности гарантирует, что все участники процесса принимают осознанное решение об участии в медиации. Конфиденциальность процедуры обеспечивает защиту личной информации всех вовлеченных сторон. Нейтральная позиция медиатора создает условия для объективного рассмотрения конфликта. Особую ценность представляет восстановительный подход, который, в отличие от традиционных карательных мер, направлен не на наказание, а на осознание последствий конфликта и заглаживание причиненного вреда.
Практическая работа службы медиации уже принесла ощутимые результаты. За отчетный период отмечается устойчивая тенденция к снижению количества конфликтных ситуаций в студенческой среде. Существенно сократилось число дисциплинарных взысканий, поскольку многие спорные ситуации теперь разрешаются посредством примирительных процедур. Значимым достижением стало повышение уровня доверия между студентами и преподавателями, а также формирование у молодежи устойчивых навыков мирного урегулирования разногласий.
В практической работе службы медиации накоплен значительный опыт успешного разрешения конфликтных ситуаций. В частности, эффективно применяются медиативные технологии при урегулировании межличностных конфликтов между студентами, включая случаи оскорблений и физического противостояния. За отчетный учебный год служба медиации продемонстрировала свою эффективность, о чем свидетельствуют конкретные статистические данные. В ходе года в службу поступило 1 обращение, что говорит о достаточно благополучной обстановке в учебном заведении. Важно отметить, что поступившее обращение было успешно обработано — проведена 1 полноценная медиация, результатом которой стало заключение 1 примирительного договора.
Перспективы развития службы медиации в филиале техникума связаны с несколькими направлениями совершенствования работы. Особое внимание будет уделено более активному вовлечению родителей в процесс медиации, поскольку семейный фактор играет ключевую роль в профилактике девиантного поведения. Важным элементом развития станет внедрение системы регулярных тренингов по бесконфликтному общению для всех участников образовательного процесса.
Таким образом, служба медиации в Вольском филиале техникума зарекомендовала себя как эффективный инструмент создания безопасной образовательной среды. Используемый восстановительный подход позволяет не только успешно разрешать возникающие конфликты, но и способствует формированию у студентов важных социальных компетенций — ответственности, эмпатии и навыков конструктивного взаимодействия. Систематическая работа в этом направлении создает условия для снижения уровня агрессивности в молодежной среде, повышения общей культуры общения и формирования благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.
Профилактика агрессивного поведения среди несовершеннолетних студентов колледжа, а именно его словесной и несловесной формы проводится в системе и осуществляется по следующим направлениям работы:
1. Психодиагностическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика, мониторинг агрессивного поведения среди студентов начинается с отбора методик, направленных на выявление уровня разнообразных форм и видов агрессии среди которых: физическая, словесная, несловесная агрессия, раздражительность, обидчивость. Основными методиками диагностики данных видов и форм агрессии является опросник Басса-Дарки, опросник Томаса-Килмана на выявление стратегии поведения в конфликтных ситуация и социально-психологический тест, направленный на определение разнообразных форм зависимого поведения в том числе связанного с агрессивным поведением.
В период с сентября по октябрь осуществляется организация социально-психологического тестирования. По результатам социально-психологического тестирования в 2024-2025 учебном году всех студентов в том числе и несовершеннолетних не выявлены студенты с высокими и наивысшими уровнями вовлеченности и импульсивности.
В данный период в рамках социально-психологической адаптации студентов первого курса применяется методика Басса-Дарки на выявление уровня агрессии у несовершеннолетних. В 2024-2025 учебном году в ходе первичной диагностики несовершеннолетних студентов нового набора было выявлено 15 студентов с повышенным уровнем общей агрессии из 204 протестированных.
Кроме этих методик в качестве вспомогательного инструментария используется опросник Томаса-Килмана на выявление стратегии поведения у несовершеннолетних в конфликтных ситуациях. Данная методика используется точечно, с учетом выявленных студентов с высокими показателями вгрессивности. Из числа 15 студентов с высокими показателями агрессии у 7 ведущей стратегией поведения в конфликтных ситуациях выявилась стратегия-избегание, у 2 студентов – конфронтационная стратегия поведения, у оставшейся части - стратегия компромисса.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекция агрессивного поведения осуществляется на регулярной основе в течение всего учебного года. В начале учебного года для несовершеннолетних студентов нового набора организуются социально-психологические тренинги в группах, для формирование коммуникативных приемов разрешения конфликтных ситуаций, развития преодолевающих стратегий в стрессовых ситуациях в том числе в ситуациях первичного знакомства и коммуникации с одногруппниками. Кроме этого часть тренинговых занятий направлена на формирование сплоченности в коллективах обучающихся, а также снижение уровня напряженности и тревожности. Два раза в год в ноябре и апреле проводится «Неделя психологии» в рамках которой с несовершеннолетними студентами проводятся просветительские занятия, классные часы, направленные на формирование у них понятия толерантности, терпимости, эмпатия, сочувствия. Тренинговая работа в этот период направлена на развитие эмоционально-волевой регуляции. Кроме этого, просветительская работа ведется и с родителями несовершеннолетних студентов в рамках собраний. С родителями обсуждаются проблемы девиантного в том числе агрессивного поведения подростков, а также признаки, по которым можно выявить неблагополучное психологическое состояние подростка. Родителям помогают освоить приемы беседы со своими детьми-подростками. В период проведения недели психологии в данном учебном году приняло участие 7 групп нового набора в количестве 147 студентов.
3. Просветительская работа.
В течение всего учебного года для несовершеннолетних студентов организуются классные часы «Кодекс вежливого человека», «Золотые правила нравственности», «Жизненная позиция человека: активность, действие и пассивность, созерцание», «Искусство общения», «Из чего складывается нравственная культура», встречи и конференции на которые приглашаются специалисты психиатры, инспекторы по делам несовершеннолетних, которые ведут разъяснительную работу о девиантном поведении, правовой, уголовной ответственности. В рамках реализации программы развития стрессоустойчивости у студентов нового набора для них организуются лектории на темы, связанные с эмоционально-волевой регуляцией, развитием умений преодолевать конфликтные ситуации, умение выслушивать партнера по общению.
В ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова» работает служба медиации (примирения). Служба создана для оказания комплексной психологической, педагогической и социальной помощи студентам, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания и развития студентов. Служба примирения предлагает для работы с конфликтами использовать восстановительную медиацию и ведет активную информационную кампанию. С помощью восстановительных технологий в разрешении конфликтов подростки избавляются от обиды, ненависти и других негативных переживаний. Применяемые технологии позволяют участникам конфликта самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем. И в этом им помогает Служба медиации. В настоящий момент по-прежнему большинство обращений в Службу о конфликтах поступают от педагогического коллектива (классных руководителей, заведующих отделением, воспитателей общежития), однако имеются обращения и от студентов. Основным типом конфликта, поступающим в нашу службу, являются конфликты между обучающимися.
За период деятельности службы было подписано три примирительных договора между «обидчиком» и «пострадавшим». В настоящее время наблюдается снижение количества обращений, что свидетельствует об эффективности профилактической работы в колледже. Специалистами службы проведен ряд мероприятий в сотрудничестве с классными руководителями и социальными партнерами: родительские собрания: «Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде», «Повышение компетентности родителей в вопросах профилактики насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними, профилактики тревожно-депрессивных состояний, суицидального поведения подростков и молодежи. Воспитание толерантности в семье», охват 200 чел. Психологический практикум: «Как разрешить конфликты в семье. Причины конфликтов в семье. Способы решения конфликта» (охват 17 чел.). Индивидуальных консультаций по проблемным вопросам с законными представителями – 9. Для студентов цикл классных часов на профилактические темы, студенческий десант, профилактические акции, Единые дни профилактики, конкурсы, спортивные соревнования и другие мероприятия.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что служба медиации оказывает положительное влияние на профилактику преступлений и правонарушений в молодежной среде, а профилактика агрессивного поведения психологическими средствами помогает своевременно выявлять несовершеннолетних студентов с высокими показателями агрессии, и применять коррекционно-развивающие методы для снижения их агрессивности. Кроме того, выявляемые конфликты среди несовершеннолетних студентов, помогают их преодолеть в процессе обучающих тренингов, в ходе диалога, в процессе которого каждая сторона конфликта учится слушать и слышать другую сторону. Среди конфликтов, которые встречаются среди обучающихся большая часть - это бытовые конфликты, возникающие в общежитиях, межличностные конфликты на почве неприязненных отношений, и ситуативные, в процессе учебной деятельности. Как результат, в 2024-2025 учебном году отсутствуют студенты с высоким уровнем агрессии на социально-психологическом учете в колледже.
Профилактика агрессивного поведения среди несовершеннолетних студентов колледжа, а именно его словесной и несловесной формы проводится в системе и осуществляется по следующим направлениям работы:
4. Психодиагностическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика, мониторинг агрессивного поведения среди студентов начинается с отбора методик, направленных на выявление уровня разнообразных форм и видов агрессии среди которых: физическая, словесная, несловесная агрессия, раздражительность, обидчивость. Основными методиками диагностики данных видов и форм агрессии является опросник Басса-Дарки, опросник Томаса-Килмана на выявление стратегии поведения в конфликтных ситуация и социально-психологический тест, направленный на определение разнообразных форм зависимого поведения в том числе связанного с агрессивным поведением.
В период с сентября по октябрь осуществляется организация социально-психологического тестирования. По результатам социально-психологического тестирования в 2024-2025 учебном году всех студентов в том числе и несовершеннолетних не выявлены студенты с высокими и наивысшими уровнями вовлеченности и импульсивности.
В данный период в рамках социально-психологической адаптации студентов первого курса применяется методика Басса-Дарки на выявление уровня агрессии у несовершеннолетних. В 2024-2025 учебном году в ходе первичной диагностики несовершеннолетних студентов нового набора было выявлено 15 студентов с повышенным уровнем общей агрессии из 204 протестированных.
Кроме этих методик в качестве вспомогательного инструментария используется опросник Томаса-Килмана на выявление стратегии поведения у несовершеннолетних в конфликтных ситуациях. Данная методика используется точечно, с учетом выявленных студентов с высокими показателями вгрессивности. Из числа 15 студентов с высокими показателями агрессии у 7 ведущей стратегией поведения в конфликтных ситуациях выявилась стратегия-избегание, у 2 студентов – конфронтационная стратегия поведения, у оставшейся части - стратегия компромисса.
5. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекция агрессивного поведения осуществляется на регулярной основе в течение всего учебного года. В начале учебного года для несовершеннолетних студентов нового набора организуются социально-психологические тренинги в группах, для формирование коммуникативных приемов разрешения конфликтных ситуаций, развития преодолевающих стратегий в стрессовых ситуациях в том числе в ситуациях первичного знакомства и коммуникации с одногруппниками. Кроме этого часть тренинговых занятий направлена на формирование сплоченности в коллективах обучающихся, а также снижение уровня напряженности и тревожности. Два раза в год в ноябре и апреле проводится «Неделя психологии» в рамках которой с несовершеннолетними студентами проводятся просветительские занятия, классные часы, направленные на формирование у них понятия толерантности, терпимости, эмпатии, сочувствия. Тренинговая работа в этот период направлена на развитие эмоционально-волевой регуляции. Кроме этого, просветительская работа ведется и с родителями несовершеннолетних студентов в рамках собраний. С родителями обсуждаются проблемы девиантного в том числе агрессивного поведения подростков, а также признаки, по которым можно выявить неблагополучное психологическое состояние подростка. Родителям помогают освоить приемы беседы со своими детьми-подростками. В период проведения недели психологии в данном учебном году приняло участие 7 групп нового набора в количестве 147 студентов.
6. Просветительская работа.
В течение всего учебного года для несовершеннолетних студентов организуются классные часы «Кодекс вежливого человека», «Золотые правила нравственности», «Жизненная позиция человека: активность, действие и пассивность, созерцание», «Искусство общения», «Из чего складывается нравственная культура», встречи и конференции на которые приглашаются специалисты психиатры, инспекторы по делам несовершеннолетних, которые ведут разъяснительную работу о девиантном поведении, правовой, уголовной ответственности. В рамках реализации программы развития стрессоустойчивости у студентов нового набора для них организуются лектории на темы, связанные с эмоционально-волевой регуляцией, развитием умений преодолевать конфликтные ситуации, умение выслушивать партнера по общению.
В ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова» работает служба медиации (примирения). Служба создана для оказания комплексной психологической, педагогической и социальной помощи студентам, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания и развития студентов. Служба примирения предлагает для работы с конфликтами использовать восстановительную медиацию и ведет активную информационную кампанию. С помощью восстановительных технологий в разрешении конфликтов подростки избавляются от обиды, ненависти и других негативных переживаний. Применяемые технологии позволяют участникам конфликта самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем. И в этом им помогает Служба медиации. В настоящий момент по-прежнему большинство обращений в Службу о конфликтах поступают от педагогического коллектива (классных руководителей, заведующих отделением, воспитателей общежития), однако имеются обращения и от студентов. Основным типом конфликта, поступающим в нашу службу, являются конфликты между обучающимися.
За период деятельности службы было подписано три примирительных договора между «обидчиком» и «пострадавшим». В настоящее время наблюдается снижение количества обращений, что свидетельствует об эффективности профилактической работы в колледже. Специалистами службы проведен ряд мероприятий в сотрудничестве с классными руководителями и социальными партнерами: родительские собрания: «Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде», «Повышение компетентности родителей в вопросах профилактики насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними, профилактики тревожно-депрессивных состояний, суицидального поведения подростков и молодежи. Воспитание толерантности в семье», охват 200 чел. Психологический практикум: «Как разрешить конфликты в семье. Причины конфликтов в семье. Способы решения конфликта» (охват 17 чел.). Индивидуальных консультаций по проблемным вопросам с законными представителями – 9. Для студентов цикл классных часов на профилактические темы, студенческий десант, профилактические акции, Единые дни профилактики, конкурсы, спортивные соревнования и другие мероприятия.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что служба медиации оказывает положительное влияние на профилактику преступлений и правонарушений в молодежной среде, а профилактика агрессивного поведения психологическими средствами помогает своевременно выявлять несовершеннолетних студентов с высокими показателями агрессии, и применять коррекционно-развивающие методы для снижения их агрессивности. Кроме того, выявляемые конфликты среди несовершеннолетних студентов, помогают их преодолеть в процессе обучающих тренингов, в ходе диалога, в процессе которого каждая сторона конфликта учится слушать и слышать другую сторону. Среди конфликтов, которые встречаются среди обучающихся большая часть - это бытовые конфликты, возникающие в общежитиях, межличностные конфликты на почве неприязненных отношений, и ситуативные, в процессе учебной деятельности. Как результат, в 2024-2025 учебном году отсутствуют студенты с высоким уровнем агрессии на социально-психологическом учете в колледже.
В студенческой и преподавательской среде проходят мероприятия, направленные на популяризацию медиации, укрепление материально-технической базы, повышение правовой культуры (грамотности) несовершеннолетних и их законных представителей. Проведена Конференция «Диалог – путь к согласию», информационный час «От конфликта к сотрудничеству».
На данный момент 2 сотрудника колледжа проходят медиативное обучение. По программе «Медиация и разрешение споров: Эффективные техники и подходы» обучается социальный педагог Мякотина А.Н. «Деятельность службы медиации в организации среднего профессионального образования» обучается педагог-организатор Чалова Н.Н.
В нашей службе медиации было рассмотрено 2 ситуации, которые удалось разрешить при помощи таких восстановительных программ как: «Круг сообщества» и «Семейная конференция».
Комиссия по результату рассмотрения вопроса вынесла постановление, которое обязательно для исполнения всеми службами системы профилактики. Было вынесено постановление о необходимости провести анализ причин способствующих росту подростковой преступности по итогам 1 полугодия 2025 года и направить в адрес комиссии руководству ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж.
Третьим вопросом рассмотрели 26 персональных дела на подростков и их родителей.
Из 26 рассмотренных дел, 23 составлены на родителей (законных представителей), из них по ч.1 ст.5.35 Ко АПРФ и 1 материал по ст.20.22КоАПРФ (употребление детьми до 16лет алкогольной продукции) .
2 родителей привлечены за переход с малолетними детьми железнодорожных путей в пос.Сенном.
2 родителей привлечены за то, что их дети нарушили ЗСО-104 (комендантский час) и были задержаны в ночное время специалистами отдела совместно с сотрудниками полиции во время проведения рейдовых мероприятий.
5 материалов комиссией были направлены на проверку на родителей ,которые допустили пребывание детей на водоёмах Вольска, где один ребёнок был задержан в возрасте до10 лет. .В настоящее время в отношении 3-х проверка ещё не завершена,а 2 родителей, привлечены за то, что их дети были задержаны на реке Волга во время проведения рейдовых мероприятий без сопровождения законных представителей.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав регулярно проводит рейдовые мероприятия на водоёмах Вольского муниципального района и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности.
За июнь месяц текущего года было привлечено 7 родителей (законных представителей) за купание в неустановленном месте детей. В отношении всех родителей было вынесено административное взыскание в виде максимального штрафа .Рейдовые мероприятия будут продолжены до конца купального сезона
Рассмотрено и привлечено к ответственности двое несовершеннолетних подростков ,где один несовершеннолетний рассмотрен за управление транспортным средством без права управления, он достиг возраста, привлечения к административной ответственности 16 лет. На него был наложен минимальный штраф в размере 5000(пять тысяч) рублей ,а также девушка за нанесение побоев своей матери, на неё также наложен минимальный штраф в размере 5000(пять тысяч) рублей .
8 родителей распивали спиртные напитки в присутствии детей, подавая им отрицательный пример. Все эти лица неоднократно рассматривались за употребление спиртных напитков. Оба были направлены на консультацию к врачу-наркологу. В отношении одного из родителей комиссия приняла решение о подготовке документов службами системы профилактики в суд по лишению родительских прав отца девочки, который на протяжении 5лет не желает изменить ситуацию ,нанося ребёнку душевную и моральную травмы систематическим употреблением спиртного.
Твое граждан привлечены за то, что не пролечивали своих детей должным образом, покидая учреждения здравоохранения под расписку с детьми. В результате этого двое из детей, попали в больницу с тяжелейшим воспалением лёгких.
Комиссия применила ко всем лицам штрафные санкции. За семьями ведётся контроль со стороны служб системы профилактики.
На дату заседания специалистами служб системы профилактики 2 семьи были внесены в банк семей, находящихся в социально- опасном положении.
По результатам динамики было снято 2 семьи с учёта с исправлением.
На заседании комиссии было вынесено 6 постановлений по организации с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы. А также были утверждены планы индивидуальной профилактической работы с 44 несовершеннолетними .В отношении 8 несовершеннолетних ИПР были прекращены
Вольский межрайпрокурор К.А. Байкулов . принимал активное участие в заседании.
С уважением, КДН и ЗП г. Вольска 8(84593)7-15-81