Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
412900, Саратовская область, г.Вольск, ул.Октябрьская, 114

       

11.06.2025 года прошло очередное, расширенное заседание комиссии на котором рассмотрели плановый вопрос «Об организации работы по профилактике агрессивного поведения несовершеннолетних, в том числе разрешение и урегулирование конфликтов среди них. Эффект

         В заседании приняли участие члены комиссии – представители  служб, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории  Волького муниципального района, руководители ,социальные педагоги образовательных центров и учреждений среднего профессионального образования, руководители служб системы профилактики . На плановом заседании комиссии    11 июня 2025 года рассмотрено 9 вопросов с участием Вольского межрайпрокурора Байкулова К.А.

          Консультант комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав    Бессарабова Е.В., доложила о   исполнении постановлений на дату заседания комиссии , о том, что по состоянию на     11 июня   2025 г.все постановления исполнены в срок .

 

Вторым вопросом на заседании комиссии рассмотрели плановый вопрос о организации работы по профилактике агрессивного поведения несовершеннолетних, в том числе разрешение и урегулирование конфликтов среди них, эффективность работы службы медиации, где заслушали информацию Эйдиной Анны Сергеевны, заместителя начальника управление образования и спорта Вольского муниципального района, Кузнецовой Елизаветы Игоревны, педагога- психолога ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж», Егорова Дмитрия Михайловича, педагога-психолога ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова», Синичкиной Марины Ивановны, педагога-психолога филиала ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Вольске, Мякотиной Анны Николаевны, социального педагога ГАПОУ СО «Вольский Медицинский колледж им. З. И. Маресевой», Одиноковой Анастасии Владимировны, социального педагога ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» филиала в г. Вольске, Анисимовой Марины Ивановны, педагога-психолога ФГКОУ «СОШ № 24»

Агрессия подростков – одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса, это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями. Совсем избежать подростковой агрессии невозможно: переходный возраст – это время не только психологических, но и физиологических изменений в работе организма. Задача взрослых: свести проявления подростковой агрессии к минимуму, чтобы ребенок не причинил вред себе и окружающим. Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для общества в целом, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; биологическими факторами; свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия. В связи с этим, выявление и оптимизация состояния агрессии детей приобретает особую остроту, а профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних и организация последующей работы с ними с целью предупреждения проявления агрессии является важнейшим направлением работы социально-психологической службы школы и представляет собой целенаправленную, комплексную, последовательную деятельность, которая предполагает тесное сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса.

    В 2024-2025 учебном году в общеобразовательных организациях Вольского муниципального района зафиксировано 20 фактов проявления агрессии межу обучающимися: МАОУ «ОЦ № 1» - 11, МАОУ «ОЦ № 3» - 5, МАОУ «ОЦ № 2» - 2, а также в Гимназии и МАОУ «ОЦ № 4». Обучающиеся, которые в ходе конфликта не способны контролировать своё поведение и проявили агрессию, это подростки 11-15 лет, но есть как и младше (8 лет), так и старше (16 лет). Информация о выявленных фактах незамедлительно направлялась в МО МВД России «Вольский», КДН и ЗП, министерство образования области. Двое обучающихся уже состояли на учёте в ПДН, один – поставлен на учёт в ПДН, двое проявляли агрессию неоднократно.  

Все обучающиеся, проявившие агрессию, были поставлены на внутришкольный учёт, в отношении них разработана программа индивидуальной социально-педагогической помощи, социально-психологического сопровождения с привлечением педагога-наставника, педагога-психолога, социального педагога. В программу включены мероприятия профилактического характера: психологическое исследование личности обучающегося, занятия на стабилизацию эмоционального состояния, профилактику склонности к правонарушениям и преступлениям; консультирование родителей по вопросам воспитания подростков.

Социально-психологической службой образовательных учреждений проводится мониторинг психологического климата в организации, динамики насильственных проявлений среди несовершеннолетних, мониторинг социальных сетей обучающихся на предмет вовлечения в группы деструктивной направленности.

Ежегодно в начале учебного года в общеобразовательных учреждениях проводится диагностика на выявление признаков деструктивного поведения подростков и социально-психологическое тестирование по единой методике (СПТ). Результаты данных исследований являются диагностическим компонентом для построения адресной профилактической работы в образовательной организации: обучающиеся, показавшие результаты, выходящие за пределы нормы, берутся на контроль педагогов-психологов, социальных педагогов. В отношении таких детей, по необходимости, разрабатывается программа индивидуальной профилактической работы.

В 2024-2025 учебном году общее количество прошедших социально-психологическое тестирование составило 2560 обучающихся старше 13 лет. По результатам социально-психологического тестирования распределение обучающихся по группам вероятности проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составляет:

- низкая вероятность – 2440 чел. (95,3%);

- высокая вероятность – 102 чел. (4%);

- высочайшая вероятность – 18 чел. (0,7%).

В отношении подростков, показавших высокую и высочайшую вероятность проявлений рискового (в том числе аддиктивного) поведения, проведена углубленная диагностика с использованием рекомендованных методик, в результате которой все подростки исключены из группы риска. Проведен анализ результатов каждого обучающегося, каждого класса, параллели, корпуса и образовательной организации в целом. На основе анализа, при необходимости, разработаны планы дополнительных мероприятий, направленных на профилактику негативных проявлений в подростковой среде, включающие в себя мероприятия с обучающимися, родителями/законными представителями и педагогами.

С обучающимися 2-6 классов проводится диагностика неконструктивного поведения с целью выявления детей, проявляющих неконструктивные формы поведения. В сентябре 2024 г. в диагностике приняли участие 3762 обучающихся. Диагностика выявила:

- 13 чел. с признаками деструктивного поведения высокого уровня (0,35%);

- 71 чел. с признаками деструктивного поведения среднего уровня (1,88 %).

На основании полученных результатов школьные педагоги-психологи организовали коррекционную работу с обучающимися с высоким и средним уровнем проявлений неконструктивных форм поведения. Классные руководители привлекали выявленных детей к общеклассным и общешкольным мероприятиям, к социально-значимой деятельности для более успешной их социализации и адаптации. Социальные педагоги организовали мероприятия по предупреждению правонарушений с участием представителей правоохранительных органов и иных служб системы профилактики.

С целью профилактики агрессивных и асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, установления благоприятного психологического климата в общеобразовательных учреждениях проведены следующие мероприятия:

- «Уроки доброты» и тематические занятия «Планета Дружба», «Культура общения», «Умеем ли мы дружить?», «Поговорим о дружбе»;

- классные часы «Учимся договариваться», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Толерантность – признак современного человека», «Эффективные методы решения конфликтов» «Как управлять своим поведением», «Агрессия. Разрешение конфликтов»;

- совместные праздники и участие в различных акциях, социальных проектах, походы на природу, экскурсионные поездки и походы, способствующие сплочению классных коллективов;

- несколько раз в течение учебного года проходила информационная компания по функционированию «Телефона доверия»;

- советники директора по воспитанию, активисты «Движения Первых» проводили спортивные мероприятия, социальные акции, деловые игры.

Педагоги-психологи провели:

- занятия с элементами тренинга, игровые занятия в целях выработки умения управления своими эмоциями, правильном реагировании на конфликтные ситуации, конструктивного разрешения конфликтов и т.д.

- родительские собрания по вопросам: «Агрессивный ребенок. Какой он и как ему помочь», «Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций», «Работа с гневом» и т.д.

- индивидуальные консультации обучающихся, родителей и педагогов по вопросам выстраивания гармоничных взаимоотношений, способам разрешения конфликтов.

В рамках «Недели психологии» в октябре 2024 г. и апреле 2025 г. прошли мероприятия, направленные на установление и поддержание благоприятного психологического климата, психологически безопасной образовательной среды, чувства психологического благополучия всех участников образовательных отношений. В ходе занятий, акций и тренингов дети и взрослые осваивали приемы саморегуляции, снятия напряжения и тревоги, совершенствовали навыки общения, социальной гибкости, дружелюбия, конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

В целях распространения цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов, помощи участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации и организации не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних в общеобразовательных организациях созданы и активно действуют школьные службы медиации. В состав службы медиации входят педагоги-психологи, социальные педагоги, заместители директора по воспитательной работе, советники директора по воспитанию, уполномоченные по защите прав участников образовательных отношений и волонтеры-медиаторы из числа обучающихся. В 2024-2025 учебном году процедура медиации проведена при разрешении 19 случаев (конфликтов), из них: 16 случаев, где сторонами выступали обучающиеся, и по одному случаю, где сторонами были: родитель – родитель, учитель – ученик, родитель – школа. Результатом применения процедуры медиации все конфликты закончились примирением.

Школьная служба медиации не только участвует в разрешении конфликтов между участниками образовательных отношений, но и ведет профилактическую работу по повышению правовой грамотности обучающихся, формированию умений конструктивного разрешения конфликтов, управлению своими эмоциями в форме классных часов, игровых занятий, распространения памяток, размещения информации на информационном стенде и на сайте учреждений.

    Работа по профилактике агрессивного поведения несовершеннолетних продолжается: анализируются причины и условия совершения несовершеннолетними противоправных действий с целью корректировки воспитательной работы по недопущению негативных явлений в подростковой среде. Следует отметить, что родители играют важную роль в профилактике агрессивного поведения, так как именно в семье ребёнок получает первый опыт поведения. Поэтому организация работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения подростков должна иметь комплексный подход, и включать работу с педагогами и родителями, поскольку только работа с подростками может оказаться недостаточно эффективной. Формирование целей и задач программы работы с агрессивными подростками должно осуществляться с учетом нормативного развития детей в данном возрасте, особенностей мотивационно-потребностной сферы, основных видов деятельности.

Общеобразовательные учреждения должны приложить все усилия для создания условий безопасной образовательной среды в школе, включающей в себя:

- активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе;

- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.

Современная образовательная среда сталкивается с рядом социальных проблем, влияющих на поведение подростков, таких как рост агрессивности, конфликтности и правонарушений. Одним из эффективных инструментов профилактики и урегулирования конфликтов является служба медиации, основанная на принципах восстановительного правосудия.

Служба медиации была организована в филиале техникума с 01.09.2023 года в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, включая Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и Концепцию развития служб медиации, и действует на основании положения о общетехникумовской службе медиации.

Основной целью создания данной службы стало формирование безопасной образовательной среды, способствующей конструктивному разрешению конфликтов между участниками учебного процесса, а также профилактика агрессивного поведения и правонарушений среди несовершеннолетних.

В состав службы входят руководитель: Климова В.В. (заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе), медиатор: Одинокова А.В. (социальный педагог), а также другие члены службы — педагоги и кураторы групп.

Организационная структура службы медиации включает несколько ключевых элементов. Руководящую функцию выполняет заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Климова В.В., что обеспечивает тесную взаимосвязь службы с администрацией образовательного учреждения. Непосредственную работу с конфликтными ситуациями осуществляют медиатор, социальный педагог, а также кураторы учебных групп. Особенностью данной модели является активное вовлечение студентов-волонтеров, объединенных в так называемую "группу равных", что позволяет учитывать специфику молодежной среды и повышает эффективность профилактической работы.

Процесс медиации в филиале техникума осуществляется по четко отработанной схеме, включающей несколько последовательных этапов. Начальный этап предполагает тщательный сбор информации и всесторонний анализ конфликтной ситуации. Затем следуют индивидуальные предварительные встречи с каждым из участников конфликта, в ходе которых медиатор устанавливает доверительный контакт и готовит стороны к конструктивному диалогу. Центральным элементом процесса является примирительная встреча, где создаются условия для открытого обсуждения проблемы и поиска взаимоприемлемых решений. Результатом успешной медиации становится заключение примирительного договора, фиксирующего достигнутые договоренности. Завершающий этап включает мониторинг выполнения принятых сторонами обязательств.

Применение медиативных технологий в образовательном пространстве филиала техникума обладает рядом существенных преимуществ. Принцип добровольности гарантирует, что все участники процесса принимают осознанное решение об участии в медиации. Конфиденциальность процедуры обеспечивает защиту личной информации всех вовлеченных сторон. Нейтральная позиция медиатора создает условия для объективного рассмотрения конфликта. Особую ценность представляет восстановительный подход, который, в отличие от традиционных карательных мер, направлен не на наказание, а на осознание последствий конфликта и заглаживание причиненного вреда.

Практическая работа службы медиации уже принесла ощутимые результаты. За отчетный период отмечается устойчивая тенденция к снижению количества конфликтных ситуаций в студенческой среде. Существенно сократилось число дисциплинарных взысканий, поскольку многие спорные ситуации теперь разрешаются посредством примирительных процедур. Значимым достижением стало повышение уровня доверия между студентами и преподавателями, а также формирование у молодежи устойчивых навыков мирного урегулирования разногласий.

В практической работе службы медиации накоплен значительный опыт успешного разрешения конфликтных ситуаций. В частности, эффективно применяются медиативные технологии при урегулировании межличностных конфликтов между студентами, включая случаи оскорблений и физического противостояния. За отчетный учебный год служба медиации продемонстрировала свою эффективность, о чем свидетельствуют конкретные статистические данные. В ходе года в службу поступило 1 обращение, что говорит о достаточно благополучной обстановке в учебном заведении. Важно отметить, что поступившее обращение было успешно обработано — проведена 1 полноценная медиация, результатом которой стало заключение 1 примирительного договора.

Перспективы развития службы медиации в филиале техникума связаны с несколькими направлениями совершенствования работы. Особое внимание будет уделено более активному вовлечению родителей в процесс медиации, поскольку семейный фактор играет ключевую роль в профилактике девиантного поведения. Важным элементом развития станет внедрение системы регулярных тренингов по бесконфликтному общению для всех участников образовательного процесса.

Таким образом, служба медиации в Вольском филиале техникума зарекомендовала себя как эффективный инструмент создания безопасной образовательной среды. Используемый восстановительный подход позволяет не только успешно разрешать возникающие конфликты, но и способствует формированию у студентов важных социальных компетенций — ответственности, эмпатии и навыков конструктивного взаимодействия. Систематическая работа в этом направлении создает условия для снижения уровня агрессивности в молодежной среде, повышения общей культуры общения и формирования благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.

Профилактика агрессивного поведения среди несовершеннолетних студентов колледжа, а именно его словесной и несловесной формы проводится в системе и осуществляется по следующим направлениям работы:

1.     Психодиагностическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика, мониторинг агрессивного поведения среди студентов начинается с отбора методик, направленных на выявление уровня разнообразных форм и видов агрессии среди которых: физическая, словесная, несловесная агрессия, раздражительность, обидчивость. Основными методиками диагностики данных видов и форм агрессии является опросник Басса-Дарки, опросник Томаса-Килмана на выявление стратегии поведения в конфликтных ситуация и социально-психологический тест, направленный на определение разнообразных форм зависимого поведения в том числе связанного с агрессивным поведением.

         В период с сентября по октябрь осуществляется организация социально-психологического тестирования. По результатам социально-психологического тестирования в 2024-2025 учебном году всех студентов в том числе и несовершеннолетних не выявлены студенты с высокими и наивысшими уровнями вовлеченности и импульсивности.

В данный период в рамках социально-психологической адаптации студентов первого курса применяется методика Басса-Дарки на выявление уровня агрессии у несовершеннолетних. В 2024-2025 учебном году в ходе первичной диагностики несовершеннолетних студентов нового набора было выявлено 15 студентов с повышенным уровнем общей агрессии из 204 протестированных.

Кроме этих методик в качестве вспомогательного инструментария используется опросник Томаса-Килмана на выявление стратегии поведения у несовершеннолетних в конфликтных ситуациях. Данная методика используется точечно, с учетом выявленных студентов с высокими показателями вгрессивности. Из числа 15 студентов с высокими показателями агрессии у 7 ведущей стратегией поведения в конфликтных ситуациях выявилась стратегия-избегание, у 2 студентов – конфронтационная стратегия поведения, у оставшейся части - стратегия компромисса.

2.     Коррекционно-развивающая работа.

Коррекция агрессивного поведения осуществляется на регулярной основе в течение всего учебного года. В начале учебного года для несовершеннолетних студентов нового набора организуются социально-психологические тренинги в группах, для формирование коммуникативных приемов разрешения конфликтных ситуаций, развития преодолевающих стратегий в стрессовых ситуациях в том числе в ситуациях первичного знакомства и коммуникации с одногруппниками. Кроме этого часть тренинговых занятий направлена на формирование сплоченности в коллективах обучающихся, а также снижение уровня напряженности и тревожности. Два раза в год в ноябре и апреле проводится «Неделя психологии» в рамках которой с несовершеннолетними студентами проводятся просветительские занятия, классные часы, направленные на формирование у них понятия толерантности, терпимости, эмпатия, сочувствия. Тренинговая работа в этот период направлена на развитие эмоционально-волевой регуляции. Кроме этого, просветительская работа ведется и с родителями несовершеннолетних студентов в рамках собраний. С родителями обсуждаются проблемы девиантного в том числе агрессивного поведения подростков, а также признаки, по которым можно выявить неблагополучное психологическое состояние подростка. Родителям помогают освоить приемы беседы со своими детьми-подростками. В период проведения недели психологии в данном учебном году приняло участие 7 групп нового набора в количестве 147 студентов.

3.     Просветительская работа.

В течение всего учебного года для несовершеннолетних студентов организуются классные часы «Кодекс вежливого человека», «Золотые правила нравственности», «Жизненная позиция человека: активность, действие и пассивность, созерцание», «Искусство общения», «Из чего складывается нравственная культура», встречи и конференции на которые приглашаются специалисты психиатры, инспекторы по делам несовершеннолетних, которые ведут разъяснительную работу о девиантном поведении, правовой, уголовной ответственности. В рамках реализации программы развития стрессоустойчивости у студентов нового набора для них организуются лектории на темы, связанные с эмоционально-волевой регуляцией, развитием умений преодолевать конфликтные ситуации, умение выслушивать партнера по общению.

В ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова» работает служба медиации (примирения). Служба создана для оказания комплексной психологической, педагогической и социальной помощи студентам, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания и развития студентов. Служба примирения предлагает для работы с конфликтами использовать восстановительную медиацию и ведет активную информационную кампанию. С помощью восстановительных технологий в разрешении конфликтов подростки избавляются от обиды, ненависти и других негативных переживаний. Применяемые технологии позволяют участникам конфликта самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем. И в этом им помогает Служба медиации. В настоящий момент по-прежнему большинство обращений в Службу о конфликтах поступают от педагогического коллектива (классных руководителей, заведующих отделением, воспитателей общежития), однако имеются обращения и от студентов. Основным типом конфликта, поступающим в нашу службу, являются конфликты между обучающимися.

За период деятельности службы было подписано три примирительных договора между «обидчиком» и «пострадавшим». В настоящее время наблюдается снижение количества обращений, что свидетельствует об эффективности профилактической работы в колледже. Специалистами службы проведен ряд мероприятий в сотрудничестве с классными руководителями и социальными партнерами: родительские собрания: «Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде», «Повышение компетентности родителей в вопросах профилактики насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними, профилактики тревожно-депрессивных состояний, суицидального поведения подростков и молодежи. Воспитание толерантности в семье», охват 200 чел. Психологический практикум: «Как разрешить конфликты в семье. Причины конфликтов в семье. Способы решения конфликта» (охват 17 чел.). Индивидуальных консультаций по проблемным вопросам с законными представителями – 9. Для студентов цикл классных часов на профилактические темы, студенческий десант, профилактические акции, Единые дни профилактики, конкурсы, спортивные соревнования и другие мероприятия.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что служба медиации оказывает положительное влияние на профилактику преступлений и правонарушений в молодежной среде, а профилактика агрессивного поведения психологическими средствами помогает своевременно выявлять несовершеннолетних студентов с высокими показателями агрессии, и применять коррекционно-развивающие методы для снижения их агрессивности. Кроме того, выявляемые конфликты среди несовершеннолетних студентов, помогают их преодолеть в процессе обучающих тренингов, в ходе диалога, в процессе которого каждая сторона конфликта учится слушать и слышать другую сторону. Среди конфликтов, которые встречаются среди обучающихся большая часть - это бытовые конфликты, возникающие в общежитиях, межличностные конфликты на почве неприязненных отношений, и ситуативные, в процессе учебной деятельности. Как результат, в 2024-2025 учебном году отсутствуют студенты с высоким уровнем агрессии на социально-психологическом учете в колледже.

Профилактика агрессивного поведения среди несовершеннолетних студентов колледжа, а именно его словесной и несловесной формы проводится в системе и осуществляется по следующим направлениям работы:

4.     Психодиагностическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика, мониторинг агрессивного поведения среди студентов начинается с отбора методик, направленных на выявление уровня разнообразных форм и видов агрессии среди которых: физическая, словесная, несловесная агрессия, раздражительность, обидчивость. Основными методиками диагностики данных видов и форм агрессии является опросник Басса-Дарки, опросник Томаса-Килмана на выявление стратегии поведения в конфликтных ситуация и социально-психологический тест, направленный на определение разнообразных форм зависимого поведения в том числе связанного с агрессивным поведением.

         В период с сентября по октябрь осуществляется организация социально-психологического тестирования. По результатам социально-психологического тестирования в 2024-2025 учебном году всех студентов в том числе и несовершеннолетних не выявлены студенты с высокими и наивысшими уровнями вовлеченности и импульсивности.

В данный период в рамках социально-психологической адаптации студентов первого курса применяется методика Басса-Дарки на выявление уровня агрессии у несовершеннолетних. В 2024-2025 учебном году в ходе первичной диагностики несовершеннолетних студентов нового набора было выявлено 15 студентов с повышенным уровнем общей агрессии из 204 протестированных.

Кроме этих методик в качестве вспомогательного инструментария используется опросник Томаса-Килмана на выявление стратегии поведения у несовершеннолетних в конфликтных ситуациях. Данная методика используется точечно, с учетом выявленных студентов с высокими показателями вгрессивности. Из числа 15 студентов с высокими показателями агрессии у 7 ведущей стратегией поведения в конфликтных ситуациях выявилась стратегия-избегание, у 2 студентов – конфронтационная стратегия поведения, у оставшейся части - стратегия компромисса.

5.     Коррекционно-развивающая работа.

Коррекция агрессивного поведения осуществляется на регулярной основе в течение всего учебного года. В начале учебного года для несовершеннолетних студентов нового набора организуются социально-психологические тренинги в группах, для формирование коммуникативных приемов разрешения конфликтных ситуаций, развития преодолевающих стратегий в стрессовых ситуациях в том числе в ситуациях первичного знакомства и коммуникации с одногруппниками. Кроме этого часть тренинговых занятий направлена на формирование сплоченности в коллективах обучающихся, а также снижение уровня напряженности и тревожности. Два раза в год в ноябре и апреле проводится «Неделя психологии» в рамках которой с несовершеннолетними студентами проводятся просветительские занятия, классные часы, направленные на формирование у них понятия толерантности, терпимости, эмпатии, сочувствия. Тренинговая работа в этот период направлена на развитие эмоционально-волевой регуляции. Кроме этого, просветительская работа ведется и с родителями несовершеннолетних студентов в рамках собраний. С родителями обсуждаются проблемы девиантного в том числе агрессивного поведения подростков, а также признаки, по которым можно выявить неблагополучное психологическое состояние подростка. Родителям помогают освоить приемы беседы со своими детьми-подростками. В период проведения недели психологии в данном учебном году приняло участие 7 групп нового набора в количестве 147 студентов.

6.     Просветительская работа.

В течение всего учебного года для несовершеннолетних студентов организуются классные часы «Кодекс вежливого человека», «Золотые правила нравственности», «Жизненная позиция человека: активность, действие и пассивность, созерцание», «Искусство общения», «Из чего складывается нравственная культура», встречи и конференции на которые приглашаются специалисты психиатры, инспекторы по делам несовершеннолетних, которые ведут разъяснительную работу о девиантном поведении, правовой, уголовной ответственности. В рамках реализации программы развития стрессоустойчивости у студентов нового набора для них организуются лектории на темы, связанные с эмоционально-волевой регуляцией, развитием умений преодолевать конфликтные ситуации, умение выслушивать партнера по общению.

В ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова» работает служба медиации (примирения). Служба создана для оказания комплексной психологической, педагогической и социальной помощи студентам, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания и развития студентов. Служба примирения предлагает для работы с конфликтами использовать восстановительную медиацию и ведет активную информационную кампанию. С помощью восстановительных технологий в разрешении конфликтов подростки избавляются от обиды, ненависти и других негативных переживаний. Применяемые технологии позволяют участникам конфликта самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем. И в этом им помогает Служба медиации. В настоящий момент по-прежнему большинство обращений в Службу о конфликтах поступают от педагогического коллектива (классных руководителей, заведующих отделением, воспитателей общежития), однако имеются обращения и от студентов. Основным типом конфликта, поступающим в нашу службу, являются конфликты между обучающимися.

За период деятельности службы было подписано три примирительных договора между «обидчиком» и «пострадавшим». В настоящее время наблюдается снижение количества обращений, что свидетельствует об эффективности профилактической работы в колледже. Специалистами службы проведен ряд мероприятий в сотрудничестве с классными руководителями и социальными партнерами: родительские собрания: «Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде», «Повышение компетентности родителей в вопросах профилактики насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними, профилактики тревожно-депрессивных состояний, суицидального поведения подростков и молодежи. Воспитание толерантности в семье», охват 200 чел. Психологический практикум: «Как разрешить конфликты в семье. Причины конфликтов в семье. Способы решения конфликта» (охват 17 чел.). Индивидуальных консультаций по проблемным вопросам с законными представителями – 9. Для студентов цикл классных часов на профилактические темы, студенческий десант, профилактические акции, Единые дни профилактики, конкурсы, спортивные соревнования и другие мероприятия.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что служба медиации оказывает положительное влияние на профилактику преступлений и правонарушений в молодежной среде, а профилактика агрессивного поведения психологическими средствами помогает своевременно выявлять несовершеннолетних студентов с высокими показателями агрессии, и применять коррекционно-развивающие методы для снижения их агрессивности. Кроме того, выявляемые конфликты среди несовершеннолетних студентов, помогают их преодолеть в процессе обучающих тренингов, в ходе диалога, в процессе которого каждая сторона конфликта учится слушать и слышать другую сторону. Среди конфликтов, которые встречаются среди обучающихся большая часть - это бытовые конфликты, возникающие в общежитиях, межличностные конфликты на почве неприязненных отношений, и ситуативные, в процессе учебной деятельности. Как результат, в 2024-2025 учебном году отсутствуют студенты с высоким уровнем агрессии на социально-психологическом учете в колледже.

В студенческой и преподавательской среде проходят мероприятия, направленные на популяризацию медиации, укрепление материально-технической базы, повышение правовой культуры (грамотности) несовершеннолетних и их законных представителей. Проведена Конференция «Диалог – путь к согласию», информационный час «От конфликта к сотрудничеству».

На данный момент 2 сотрудника колледжа проходят медиативное обучение. По программе «Медиация и разрешение споров: Эффективные техники и подходы» обучается социальный педагог Мякотина А.Н. «Деятельность службы медиации в организации среднего профессионального образования» обучается педагог-организатор Чалова Н.Н.

В нашей службе медиации было рассмотрено 2 ситуации, которые удалось разрешить при помощи таких восстановительных программ как: «Круг сообщества» и «Семейная конференция».

Комиссия по результату рассмотрения вопроса вынесла постановление, которое обязательно для исполнения всеми службами системы профилактики. Было вынесено постановление о необходимости провести анализ причин способствующих росту подростковой преступности по итогам 1 полугодия 2025 года и направить в адрес комиссии руководству ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж.

Третьим вопросом рассмотрели 26 персональных дела на подростков и их родителей.

Из 26 рассмотренных дел, 23 составлены на родителей (законных представителей), из них по ч.1 ст.5.35 Ко АПРФ и 1 материал по ст.20.22КоАПРФ (употребление детьми до 16лет алкогольной продукции) .

2 родителей привлечены за переход с малолетними детьми железнодорожных путей в пос.Сенном.

2 родителей привлечены за то, что их дети нарушили ЗСО-104 (комендантский час) и были задержаны в ночное время специалистами отдела совместно с сотрудниками полиции во время проведения рейдовых мероприятий.

   5 материалов комиссией были направлены на проверку на родителей ,которые допустили пребывание детей на водоёмах Вольска, где один ребёнок был задержан в возрасте до10 лет. .В настоящее время в отношении 3-х проверка ещё не завершена,а 2 родителей,   привлечены за то, что их дети были задержаны на реке Волга во время проведения рейдовых мероприятий без сопровождения законных представителей.

      Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав регулярно проводит рейдовые мероприятия на водоёмах Вольского муниципального района и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности.

   За июнь месяц текущего года было привлечено 7 родителей (законных представителей) за купание в неустановленном месте детей. В отношении всех родителей было вынесено административное взыскание в виде максимального штрафа .Рейдовые мероприятия будут продолжены до конца купального сезона

      Рассмотрено и привлечено к ответственности двое несовершеннолетних подростков ,где один несовершеннолетний рассмотрен за управление транспортным средством без права управления, он достиг возраста, привлечения к административной ответственности 16 лет. На него был наложен минимальный штраф в размере 5000(пять тысяч) рублей ,а также девушка за нанесение побоев своей матери, на неё также наложен минимальный штраф в размере 5000(пять тысяч) рублей .

8 родителей распивали спиртные напитки в присутствии детей, подавая им отрицательный пример. Все эти лица неоднократно рассматривались за употребление спиртных напитков. Оба были направлены на консультацию к врачу-наркологу. В отношении одного из родителей комиссия приняла решение о подготовке документов службами системы профилактики в суд по   лишению родительских прав отца девочки, который на протяжении 5лет не желает изменить ситуацию ,нанося ребёнку душевную и моральную травмы систематическим употреблением спиртного.

Твое граждан привлечены за то, что не пролечивали своих детей должным образом, покидая учреждения здравоохранения под расписку с детьми. В результате этого двое из детей, попали в больницу с тяжелейшим воспалением лёгких.

Комиссия применила ко всем лицам штрафные санкции. За семьями ведётся контроль со стороны служб системы профилактики.


На дату заседания специалистами служб системы профилактики 2 семьи были внесены в банк семей, находящихся в социально- опасном положении.

По результатам динамики   было снято 2 семьи с учёта с исправлением.

      На заседании комиссии было вынесено 6 постановлений по организации с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы. А также были утверждены планы индивидуальной профилактической работы с 44 несовершеннолетними .В отношении 8 несовершеннолетних ИПР были прекращены

Вольский межрайпрокурор   К.А. Байкулов . принимал активное участие в заседании.   

 

 

С уважением, КДН и ЗП г. Вольска 8(84593)7-15-81